Истинные и ложные высказывания

Истинные и ложные высказывания
Рыцари и лжецы

1. В велогонках приняли участие пятеро школьников. После гонок пятеро болельщиков заявили:
ü  Коля занял 1-е место, а Ваня – 4-е;
ü  Серёжа занял 2-е место, а Ваня – 4-е;
ü  Серёжа занял 2-е место, а Коля – 3-е;
ü  Толя занял 1-е место, а Надя – 2-е;
ü  Надя заняла 3-е место, а Толя – 5-е.
Зная, что одно из показаний каждого болельщика верное, а другое – неверное, найдите правильное распределение мест.
2. В лесу звери проводили кросс. Обсуждая его итоги, одна белка сказала: «Первое место занял заяц, а второй была лиса». Другая возразила: «Заяц занял второе место, а первым был лось». На что филин заметил, что в высказывании каждой белки одна часть верная, а другая – нет. Кто был первым и кто вторым в кроссе?
3. Ученики Витя, Петя, Юра и Сергей заняли на математической олимпиаде призовые места. На вопрос, какие места они заняли, были даны ответы:
ü  Петя – второе, Витя – третье;
ü  Сергей – второе, Петя – первое;
ü  Юра – второе, Витя – четвёртое.
Определите, кто какое место занял, если в каждом ответе верна лишь одна часть.
4. Ученицы – Марина, Нина, Оля и Поля – участвовали в лыжных соревнованиях и заняли 1 – 4-е места. На вопрос, кто какое место занял, они дали три разных ответа:
ü  Ольга заняла 1-е место, а Нина – 2-е;
ü  Ольга – 2-е, Поля – 3-е,
ü  Марина – 2-е, Поля – 4-е.
Девочки при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, а другая – неверна. Какое место заняла каждая из учениц?
5. Пятеро школьников из пяти разных городов приехали в Минск для участия в Республиканской олимпиаде по математике. Их спросили, откуда они. Вот что они ответили:
ü  Андреев: «Я живу в Рогачёве, а Гришин – в Гомеле».
ü  Борисевич: «В Гомеле живёт Васильев, а я приехал из Пинска».
ü  Васильев: «Из Рогачёва приехал я, а Борисевич из Бреста».
ü  Григорьев: «Я прибыл из Гомеля, а Данилов из Орши».
ü  Данилов: «Андреев приехал из Пинска, а я живу в Орше».
Когда удивились противоречивости их ответов, ребята объяснили, что каждый высказал одно правильное утверждение, а другое – ложное. Но по их ответам вполне можно установить, откуда они приехали. Откуда же приехал каждый из школьников?
6. Житель острова Крит говорит: «Все критяне – лжецы». Истинно или ложно это высказывание?
7. Коля произнёс истинное утверждение. Миша повторил его дословно, и оно стало ложным. Что мог сказать Коля?
8. До царя Гороха дошла молва, что кто-то из троих богатырей убил Змея Горыныча. Царь приказал всем троим явиться ко дворцу, и молвили они так:
ü  Илья Муромец: «Змея убил Добрыня Никитич».
ü  Добрыня Никитич: «Змея убил Алёша Попович».
ü  Алёша Попович: «Я убил Змея».
При этом известно, что один из них сказал правду, а двое слукавили. Кто убил Змея?
9. Три богини пришли к юному Парису, чтобы тот решил, кто из них прекраснее.
ü  Афродита: «Я прекрасна, Гера – нет».
ü  Афина: «Афродита не прекрасна. Прекрасна – я».
ü  Гера: «Я прекрасна».
Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения остальных богинь – ложны. Исходя из этого определите прекраснейшую из богинь.
10. Три друга – Коля, Олег и Петя – играли во дворе, и один из них случайно разбил мячом оконное стекло.
Коля сказал: «Это не я разбил стекло». Олег сказал: «Это Петя разбил стекло». Потом выяснилось, что одно из этих утверждений верное, а другое – нет. Кто из мальчиков разбил стекло?
11. В одной коробке лежат 2 белых шара, в другой – 2 чёрных, в третьей – белый и чёрный. На каждой коробке имеется рисунок, но он неправильно указывает содержимое коробки. Из какой коробки, не глядя, надо достать шар, чтобы можно было определить содержимое каждой коробки?


12. На острове есть всего 2 города: А и В. В городе А живут правдивые люди, а в городе В – лгуны. Путешественник встретил островитянина на дороге, соединяющей эти города. Он не знал, в какой стороне какой город и кем был островитянин – правдивым человеком или лгуном, но, задав всего один вопрос, сумел определить положение обоих городов. Какой вопрос задал путешественник?
13. В компьютерном классе занимались девочки-подружки: Аня, Валя, Света и Дина. Однажды дежурный по классу поинтересовался, сколько каждой из девочек лет. На его вопрос были даны такие ответы:
ü  Аня: «Свете – 13 лет, а Вале – 14 лет».
ü  Валя: «Дине – 12, а мне – 13 лет».
ü  Света: «Дине – 11, а Ане – 13 лет».
ü  Дина: «одногодок среди нас нет, причём самой старшей из нас 14 лет, а самой младшей 11 лет».
Дежурный удивился столь противоречивым ответам. Тогда девочки сказали, что в каждом из трёх первых ответов одна часть верна, другая же – неверна, и только Дина сказала правду. Но мальчик по этим условиям определил возраст каждой из девочек. Попытайтесь и вы это сделать.
14. Три мальчика нашли в море старинный сосуд – амфору. Один сказал, что амфору изготовили финикийцы в Y в. до н.э., второй – что её изготовили греки в III в. до н.э., а третий сказал, что она не греческая и изготовлена в IY в. до н.э. пошли ребята к учителю и попросили разрешить их спор. Тот рассмотрел амфору и сказал, что каждый из них прав лишь наполовину, т.е. у каждого мальчика одно утверждение верно, другое – неверно. Требуется узнать, в каком веке и каким народом была изготовлена амфора.
15. Жители города А говорят только правду, жители города В – только ложь, жители города С – попеременно правду и ложь, т.е. одно из высказанных ими утверждений истинно, а другое ложно. Дежурному пожарной части по телефону сообщили:
     - У нас пожар, приезжайте скорее!
     - Где? – спросил дежурный.
     - В городе С, - ответили ему.
Куда должна выехать дежурная пожарная машина?
16. К Васе пришли его одноклассники. Мать Васи спросила у него, сколько пришло гостей. Вася ответил, что больше шести. Стоявшая рядом сестрёнка добавила, что больше пяти. Сколько было гостей, если известно, что один ответ верный, а другой – нет?
17. За круглым столом сидят 10 человек: рыцари и лжецы. Каждый из них знает, кто рыцарь, а кто лжец. Лжецы на любой вопрос дают ложный ответ, а рыцари – правдивый. В комнату вошёл мудрец и каждому сидящему задал два вопроса: «Поведай мне, кто твой сосед слева?», «Поведай мне, кто твой сосед справа?» По их ответам мудрец сумел определить, сколько лжецов и сколько рыцарей сидит за столом. Какой результат он получил? Объясните ответ.
18. Коренными жителями острова являются рыцари и лжецы. Рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут. Некий человек утверждает, что он лжец. Является ли он уроженцем этого острова?
19. На острове два города, в одном живут рыцари, говорящие только правду, а в другом – лжецы. Встретились три человека: А, В и С.
А говорит: «В – лжец».
В говорит: «А и С из одного города».
Кто такой С?
20. На острове живут два племени: аборигены и пришельцы. Аборигены всегда говорят правду, а пришельцы всегда лгут. Путешественник, приехавший на остров, нанял островитянина в проводники. Путешествуя по острову, они увидели человека, который обрабатывал свой участок. Путешественник послал проводника узнать, к какому племени принадлежит этот туземец. Проводник вернулся и сказал: «Пришелец». Кем был проводник: пришельцем или аборигеном?
21. Из трёх жителей А, В и С отдалённого района один является правдолюбцем, второй – лжецом, а третий – хитрецом, который иногда говорит правду, а иногда – неправду. Они произнесли следующие фразы:
А: «Я – хитрец».
В: «Это правда».
С: «Я не хитрец»
Кем в действительности являются эти жители?
22. Три аборигена А, В и С (рыцарь, лжец и хитрец) на вопрос «Кто В?» ответили:
А: «Лжец».
В: «Я хитрец».
С: «Рыцарь».
Кто рыцарь, а кто хитрец?
23. На острове контрастов живут рыцари и лжецы. Несколько жителей заявили, что на острове чётное число рыцарей, а остальные заявили, что на острове нечётное число лжецов. Может ли число жителей острова быть нечётным?

Ответы и решение можно посмотреть здесь.